birbera (birbera) wrote,
birbera
birbera

Category:

Сильное стихотворение: Жди меня. Я не вернусь -это выше сил)

Оригинал взят у mmekourdukova в сильное стихотворение

Пару дней любовалась на одно литературоведческое исследование, в котором участвовали некоторые мои бывшие взаимофренды и минимум двое настоящих, в смысле наличных.

Речь шла о том, мог ли Николай Гумилев написать нижеследующие строки, и, в зависимости от вердикта, является ли плагиатом симоновский хит.

Жди меня. Я не вернусь -
это выше сил.
Если ранее не смог -
значит — не любил.

Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег.

Ждешь меня? Я не вернусь,
- не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.

Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду кого искал,
кто меня любил?

Жди меня. Я — не вернусь!

Вопрос о плагиате там, собственно, был главным: кому недоступны простые суждения о качестве, всегда охотно бросается на такое, жареное.

[Spoiler (click to open)]

В каментах обычное – «окакоесильное завораживающеестихотворение;
Мне кажется они хорошего уровня, хотя у Гумилева разные были;
Ни разу такого не видела! Хотя Гумилева нежно люблю;
Сильное стихотворение
Их очевидно написал хороший поэт;
Мне показались стихи сильными образность вполне себе гумилевская;
Мне сначала ничего не резало, меня мои жж френды насторожили в основном. А потом уже вот такие вещи выяснились. А уж что там было у Гумилева совершенно неясно, но он опубликован не полностью, ......, ..... ».

Кто-то авторитетный высказывает первое сумненьице, появляются и другие невсеядные храбрые, и пошла научная работа, сопоставление дат и ктонакомженат, и в конце концов Симонову все же подписывают реабилитацию, фух.

Любопытно наблюдать ход, ээ, мысли, аргументацию сторон. Все эти даты, ктонакомженаты, надо поднимать архивы, и у Гумилева рифмы обычно точнее, нежели «год – берёг».

Когда в норме-то всё должно бы быть ясно до слез с самого начала, не только без архивов, но даже без литературоведения, а просто по-человечески (если для кого это ещё что-то значит). Строка «Жди меня. Я не вернусь» в устах Николая Гумилева может означать только одно – предчувствие смерти, просьбу о посмертной памяти и надежду на встречу за гробом. Просьбу мужчины, который всю жизнь только и делал, что уходил с хорошим таким риском не вернуться – с войны, из путешествия или из иного рода мужских приключений. Это программная строка, даже не требующая продолжения как развития темы, настолько тема уже развита в других законченных произведениях того же автора. Она могла бы служить заглавием сборника – если бы Гумилев любил длинные заглавия.

У Симонова хотя и не так фаталистически-возвышенно, но вполне честно и трогательно. У него – просьба о женской молитвенной (или, для афеев, магической) поддержке в смертельной опасности. Тоже святое дело, и понятными словами.

Но третье! Вот этот смрадный фейк, о чем он? Что это? А это ни разу не собирающийся умирать мужичонка бросает бабенку. Собирается поискать себе другуюлучше. И уверен, что эта, брошенная, всё равно будет сидеть и ждать (надо полагать, потому, что ей лучшего не отломится), а он всё равно не придет, уж извините. А при чем там Всевышний и святые могилы? А при том, что для определенных групп населения сильная поэзия состоит из таких словосочетаний.

И вот, значит, группа лиц отгадывает с трех разов, мог ли такой месседж изойти от Смердякова Гумилева и мог ли таким месседжем плениться Лебядкин Симонов. То есть, пардон, что это я? Группа просто не видит месседжа, месседж не обсуждается или по умолчанию принимается как вполне возможный для Симонова и Гумилёва. Одна-единственная комментаторша из всех оказалась способной почувствовать в этом тексте, как она выразилась, жестокость – подлости же его не прочухал никто. Обсуждается другое – рифмы, результаты радиоуглеродного анализа, даты и прочие архивные данные.

Вопрос у меня – где корни этой дремучей глухоты и слепоты? Неужели в основе и всамделе лежит нравственный уровень и, скажем так, неширокие границы жизненного опыта? Или есть надежда, что с нравственностью и опытом отношений между полами у постсоветской полуинтеллигенции всё в порядке, и здесь имеет место чисто культурная тугоухость?
И, главное - бывает ли такое вообще - чисто культурная тугоухость?

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment