birbera (birbera) wrote,
birbera
birbera

Category:

Был ли Лев Толстой мусульманином?

Оригинал взят у xaliavschik в Был ли Лев Толстой мусульманином?

lapis_lapsus:
То тут, то там натыкаюсь на якобы цитату Л. Толстого «Конечной инстанцией любого разумного человека является Ислам». Я давненько этого автора не перечитывала, но давним впечатлениям никак не соответствует. Откуда это чудо взялось? Это влажные исламские фантазии.

xaliavschik:
Фраза "считайте меня добрым магометанином" в его письмах точно есть. (Письма из Ясной Поляны", 1909 год). Вот ещё накопал: http://tolstoy.ru/online/90/79/

----
Елена Ефимовна,
Должен сказать вам, что, не признавая государства, я считаю излишним и всякое формальное заявление кому бы то ни было о том, к какой человек принадлежит вере. И потому думаю, что если сыновья ваши и захотят усвоить магометанские взгляды, предпочтительно перед православными, то им не нужно бы и заявлять об этом, т.е. о своем переходе от одного вероисповедания в другое. Может быть, это необходимо, но я об этом судить не могу и поэтому ваши сыновья должны решить сами, заявлять или не заявлять им об этом предержащим властям.
Что касается до самого предпочтения магометанства православию и в особенности по тем благородным мотивам, которые выставляют ваши сыновья, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата единого бога и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия — троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений. Оно и не могло быть иначе, т.е. не могло не быть того, чтобы магометанство, по отсутствию многих суеверий, затемняющих сущность учения и вошедших в церковную веру, не стояло бы выше этой церковной веры уже по одному тому, что магометанство возникло на 600 лет позднее христианства.
(1909 год, Л.Н.Толстой, из письма Е.Е.Векиловой)
----

То есть здесь Толстой одобряет переход сыновей Векиловой из православия в ислам.
Причём он советует перейти в ислам тайно. Потому что в то время это было подсудное дело, считалось уголовным преступлением.

Толстой вообще-то критиковал православие в основном именно с позиций ислама.

А вот ещё, татарский писатель Мирсаяф Крымбаев спрашивает Толстого:
«Можно ли, придерживаясь религии Магомета, дойти до счастливой, совершенной жизни? Мне кажется, что религия Магомета держится так крепко только благодаря фатализму и невежеству... Ислам идет против естествознания, и тем он разрушает сам себя».

Толстой уклончиво отвечает ему:
«В Коране можно найти много верного и глубокого, и кроме того есть небольшая книжечка, изданная в Индии по-английски, в которой собраны изречения Магомета (выдержки из этой книги будут в скором времени напечатаны в издании Посредника), замечательные по своей глубине и духовности.»

Так что скорее всего в конце жизни он был мусульманином, только тайным.
Subscribe

  • Стена-обманка )

    Всем утра и здоровья коллеги✊😷 Вылысыпыдысты есть? pic.twitter.com/WHZ1v7dfdE— Злой с хорошей памятью (@O4EHb_ZOL) October 20, 2021

  • О Хемингуэе

    Зa cвою жизнь Хeмингуэй пeрежил сибирcкую язву, мaлярию, рaк кожи, пнeвмонию и диaбет. Он выжил в двух авиакатастрофах, пережил рaзрыв почки,…

  • Разборочки на ЕС полочке

    Пока Европа и США грозят России санкциями за использование газа как оружия pic.twitter.com/vxOO18NaQ5— Во///дь™ (@indeec1937) October 20,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments