birbera (birbera) wrote,
birbera
birbera

Только угроза голода - очень и очень реальная - заставила нас взяться за лопату и соху

Оригинал взят у chispa1707 в О частной собственности
В природе человек занимает абсолютно доминирующее положение.
Если рядом нет Гринписа, все крупные хищника вокруг истребляются в считаные недели.
Причина - собственное потомство. Успешная семья может иметь до 20-24 выживших детей.
Ежегодная беременность в природе - рядовое явление, и уже через поколение (15 лет) семья из двух человек увеличится до 17, то есть, всемеро.
И всем им нужны ресурсы - регулярно семикратно увеличивающиеся.

Охотникам и собирателям надо очень много земли. Плотность на кв. км должна быть не выше, чем у тунгусов.
Планета заселяется по историческим меркам мгновенно.

Когда район заселен, люди начинаю выгребать природу глубже. Добавляются рыбалка, птицеловство, сбор грибов...
И ресурсы очень быстро кончаются - напрочь.
Войны с соседями малоэффективны: два профессиональных охотника могут охотиться друг на друга месяцами - как снайперы.
И все это время их семьи будут голодать.

Только угроза голода - очень и очень реальная - заставила нас взяться за лопату и соху.
Да, можно регулировать численность, поедая лишних детей, но такие сообщества быстро проигрывают непоедающим.

Земледелие и животноводство дают передышку. Ограничение одно - количество земли.
И вот здесь войны обретают смысл: в отличие от охотника, землепашец привязан к пашне, а животновод к стаду.
Их маршруты известны, а потому их и выследить можно, и засаду устроить, и вырезать.

Земля принадлежит роду, и передается матрилинейно. Мужики гибнут, меняются, а женщины рожают и рожают.
Главный "наследник" - последыш, но это не наследство в нашем понимании, это право голоса на совете.
Старшим дочерям что-то выделяют, но личное имущество матери переходит самой младшей дочери - вместе с голосом.

Почему старшие в обиде? А потому что принципа сам-семь каждое поколение никто не отменял.
Материного наследства на всех по-любому не хватит. И никогда не хватало. И старшие идут в мир - сама-сама.
Именно поэтому в сказках старшие сестры хором гнобят младшую, а все ништяки все равно достаются в итоге ей.
В тех же сказках половина царства не является собственностью, это приданое. Его нельзя продать, но можно дать за дочкой.
Понимание того, что приданое - не частная собственность, дожило до конца 19 века.
Было грех его пропить, проиграть в карты или еще как-то продуть. Сделавший это попросту изгонялся из общества.

Однако роль мужчины неуклонно возрастает, - это ведь именно мужик следит за стадом и пашет сохой.
И женщина вместе с ее главным достоинством - положением в обществе и закрепленными за ней землями - становится предметом дележа.
Ну, или рыцарского турнира, если угодно.

Есть ли здесь собственность? Пока только родоплеменная. Эту землю ни продать, ни заложить - только взять с бою на турнире и стать членом семьи.
И где-то именно здесь появляются женские монастыри - как способ регулировать численность высокородных.
Видел на ютубе такой монастырь в глухой африканской деревушке. Во главе старик, а девушки развлекаются деревянным фаллосом - одним на всех, зато священным.
Очень жестокая модель.

Хочу обратить внимание, Церковь в этом изуверстве невиновна; она приняла в наследство то общество, какое было.
Думаю, монастырская система рухнула еще и по той причине, что появилась возможность пристроить население - в Америку да на заводы.
Вот бы чем историкам заняться, вместо написания учебников-политинформаций.

Перед Французской революцией продажи земли фактически пошли, но - только через оммаж и принятие вассалитета.
То есть, земля все еще привязана к феодальной системе, а значит, и матрилинейному наследованию. Можно продать свой топор, и нельзя - землю.
То есть, на первом этапе частная собственность ограничена перечнем личной собственности.
Это означает, например, что орденская собственность - совместная, родоплеменная, и обряды при вступлении в орден полны смысла.
Человека по факту принимают в семью, и все в этой семье - общее. В общем, это именно социализм. Наш советский социализм.

Хозяйственные конфликты в этой системе вовсе не частное дело двух буржуа. Стороны конфликта - племена.
Частного лица, то есть, человека вне племени юридически еще не существует.
Физически он существовать может, но участь его незавидна - за него некому поручиться, и влияния у него не будет никогда - его просто никуда не допустят кланы.

Все меняется в одной-единственной точке: замене матрилинейной передачи наследства на патрилинейную.
В отличие от приданого (семейной собственности), наследство - собственность частная.
Здесь же резко снижается значение приданого. И теперь уже не рыцари гоняются за дамами, а дамы - за джентльменами.
Здесь же отпадает нужда заживо хоронить цветущих дочек в монастырях, по сути, в тюрьме.
И здесь же человек становится частным лицом. Личностью. По крайней мере, в глазах юристов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment