birbera (birbera) wrote,
birbera
birbera

НАШ, РУССКИЙ, ПРОВОЗВЕСТНИК

Оригинал взят у stalh в НАШ, РУССКИЙ, ПРОВОЗВЕСТНИК
Оригинал взят у mysoulgarden в НАШ, РУССКИЙ, ПРОВОЗВЕСТНИК
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ВЕРНАДСКОГО

Надо, чтобы в народе
имелись значительные группы людей,
которые не ломаются бурей,
но творят и созидают.

В.И.Вернадский

Провозвестник. Слово это вынесено в заголовок не случайно. Вот его суть: провозвестить – значит торжественно объявить, предсказать; провозвестить начало новой эры (смотри: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова). Всё это можно отнести к человеку, который в значительной мере поспособствовал – своими научными трудами – возвышению человечества.

Пожалуй, никто из великих не сказал так ёмко и существенно о Живом и о Жизни, не заглянул так далеко вперед – в космическое будущее, как наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский. Примечательно, что и родился-то он (150 лет назад) в марте, в первом месяце весны, когда всё в Природе вновь возрождается после долгого зимнего сна.



Ещё в юном возрасте Вернадский начал задумываться о смысле жизни, о предназначении человека. Вот его сокровенные мысли, высказанные в дневниковых записях, в беседах с близкими людьми: «Самыми главными вопросами, представляющимися мало-мальски думающему человеку, являются вопросы этические … Мы знаем только малую часть природы, только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. И всё, что мы ни знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазёров и уч1ных–поэтов; всякий шаг вперед делали они, а массы только прокладывали удобные дорожки по первому проложенному смелой рукой пути в дремучем лесу незнания … Где искать опоры? Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа … Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают … Меня не смущает, что сейчас те лица, в глуби духовной силы которых совершается огромная, не видимая пока работа, как будто не участвуют в жизни. На виду большей частью не они, а другие люди, действия которых не обузданы духовной работой. Но всё это исчезнет, когда вскроется тот не видный во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет, время его придёт, последнее властное слово скажет он, а тёмные силы, всплывшие сейчас на поверхности, опять уйдут на дно … Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет – «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Хорошо жить во имя чего? и для чего? Надо искать более высоких идеалов. «Любовь к человечеству» - маленький идеал, когда живёшь в космосе …».

Геохимия – это было одним из главных и любимых занятий Владимира Ивановича. А ещё - углублённое изучение эволюции земной коры. После многих лет неустанного труда, поисков, ошибок и находок он стал, вероятно, первым, кто понял, что весь Лик земли, её ландшафты, химизм океана, структура атмосферы – всё это порождение жизни. В результате, еще в 1900 году возникла, как итог его многолетних кропотливых исследований, новая научная дисциплина – биогеохимия. Но это была только часть того, что провозвестник хотел сказать – и в назидание, и как руководство к действию – человечеству. Его томило предчувствие того самого важного, что люди хотели услышать от него. И когда он вплотную подошёл к этому самому важному и для него самого, и для всего человечества, он без ложной скромности заявил: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь – как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности. … Как ни подвергаю я самокритике свою работу, всё же в таком виде, мне кажется, природу никто не охватывал».

Загадка жизни – вот что волновало Вернадского. Он размышлял: «Как часть планетного земного живого вещества, мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни – своего существования и существования жизни. Я бы сказал, что это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить своё место не только на нашей планете, но и в Космосе».

Научным эмпирическим путём он приходит к сознанию единства всего живого – от микробов и до человека. Он говорил: «Перед нами в течение тысяч поколений стоит загадка неразрешённая, но принципиально разрешимая – загадка жизни».

И так, разрешая эту загадку жизни, неутомимый учёный (он творил даже и тогда, когда шёл последний, 81-й год его жизни) создал принципиально новое учение – о ноосфере.

Тезисно об этом сказано так. Мы живём в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку – геологическую область жизни, биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу. Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы. Биогеохимическая история химических элементов – планетное явление – резко меняется. На нашей планете создаются, например, в огромных массах новые свободные металлы и их сплавы, в ней никогда не существовавшие, например, алюминий, магний, кальций. Резчайшим образом изменяется и нарушается растительная и животная жизнь. Создаются новые расы и виды. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы. Сейчас в биосферной земной оболочке происходит бурный расцвет, дальнейшая история которого представляется грандиозной. В этом геологическом процессе (в основе своём биогеохимическом) отдельный индивид живого вещества, людской совокупности – крупная личность (учёный, изобретатель, государственный деятель) может иметь основное, решающее и направляющее значение, проявляется как геологическая сила. Такое проявление индивидуальности в процессах огромного биогеохимического значения есть новое планетное явление.

Вернадский очень надеялся, что человечество станет по-настоящему разумным, соответственно и будет действовать в дальнейшем в своей новой ипостаси – в качестве геологической силы. Конечно, он понимал, что человек в своих антропологических, социальных, исторических гранях является ещё далеко не совершенным, а в определённом смысле даже и «кризисным» существом. И, тем не менее, как неоднократно подчёркивал Владимир Иванович, существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет его в его росте, превозможении собственной природы. Также и его создание – ноосфера, хотя и реальность, но ещё достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления.

Учёный верил в идеального человека. Ведь человек – единственное из живых существ, которое не только живёт, и живёт тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому. Эта потребность «должного», с которой и рождается человек, и которая среди прочих и создаёт новую ноосферную оболочку Земли, призвана наполниться соответствующим ей высшим идеальным содержанием. И вот под кишением целей, больших и малых, индивидуальных и общественно-исторических, возникает понятие высшей цели, как и высшего идеала, к которому должно стремиться. Если целеполагание – сугубо сознательный акт, знак особого достоинства человека, то постановка высшей ноосферной цели обнаруживает в нём некое сверхстремление, потребность превзойти себя в своем сегодняшнем социальном, историческом, биологическом качестве.

Как ученый-натуралист, Вернадский много сделал для объективного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы. Как выдающийся мыслитель, он провидел сущность ноосферы как цели, объясняющей смысл жизни человечества.

Идеи Владимира Ивановича Вернадского нашли уже и практическое воплощение. В частности, начиная с середины 50-х годов прошлого века, они, эти идеи, стали направляющими принципами в организации глобальных экологических программ, проводимых под эгидой ЮНЕСКО.

У нас, в России, идеи этого нашего русского гения до сих пор пока не нашли практического применения. Есть, и немало их, различных ноосферных клубов и кружков. Но это, в основном, только говорильня.

Вот – изложенная мною в стихах стенограмма одного из таких «ноосферных» собраний:

Такая вот беда у нас в округе:
Мы говорим, не слушая друг друга,
К другим – глухи, к себе – не строги,
И вот что получается в итоге:

- Всё дело в этносе, К примеру, взять цыган…
- Да нет, я говорю: наган, да, именно наган
Аркадия Гайдара особачил…
-А в экономике, конечно, деньги значат…
-Друзья, позвольте мне сказать о ноосфере…
- А я б хотел поговорить о вере…
-Друзья, друзья, мы отвлеклись от темы…
-Гвоздь экономики – устойчивость системы…
-А лучше бы подискуссировать о счастье…
-Какое счастье, коль в стране ненастье…
-Друзья, друзья, а как же с ноосферой?..
-Вы не поверите: такая там афера…
- Друзья, пора суммировать итог дискуссии…
-Нет, точно: разум тот искусственный…
-Всё! Время! Подготовим резолюцию…
-А я хотел бы человечью революцию…

…Такая вот беда в стране несчастной нашей:
Голодных много, наварить бы каши,
А вместо этого, везде и непрестанно,
Себя словами проявляют неустанно.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments